Сколько же существует стилей в ландшафтной архитектуре или есть ли регулярный и пейзажный стили?

Если задаться поиском ответа на этот вопрос, то во многих источниках информации, включая Интернет, вы начнете находить в лучшем случае регулярный (он же - французский, он же – формальный) и пейзажный (он же – английский, природный, свободный, натуральный). Но зачастую к названым «стилям» еще добавляются: итальянский, японский, китайский, украинский, средиземноморский, русский, восточный, сельский и так далее. Давайте разберемся, сколько же их существует на самом деле, и являются ли они вообще стилями.

Для начала определим само понятие «стиль». Стиль – это общекультурное понятие, которое основано на всей парадигме знаний эпохи, и определяет все, что было характерным для эпохи – чем люди жили, как они выглядели, как думали, каким воспринимали мир, что читали, какую слушали музыку, какие сочиняли стихи, что ели, какую одежду носили. И естественно, в какой среде обитали, как формировали мировоззрение, которое воплощали в пространстве, градостроительных решениях, зданиях, сооружениях, интерьерах и садах – преобразованной природной среде.

История ландшафтного искусства показывает, насколько тесно оно было тесно связано с другими искусствами - архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В садово-парковом искусстве находили свое воплощение достижения растениеводства (декоративного садоводства, селекции, интродукции), архитектурного и инженерного мастерства (строительства, ирригации и др. ). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систематизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.

Еще одна особенность – сады и парки были также нераздельны не только с идеями и вкусами общества, но и с бытом их хозяев, с укладом жизни современников. Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, в Средние века – для молитв и благочестивых бесед, в Новое время – для приема гостей, их узкого круга или широкого, для празднеств, иногда для официальных приемов послов, иногда для любовных утех и интимных свиданий, в период Романтизма – для меланхолических прогулок и т. д. и т. п. : в каждую эпоху по-своему.

Узкоархитектурный подход специалистов по садам и паркам изгнал из них в значительной мере историю изменений эстетических представлений – историю стилей во всяком случае. Чисто формальное деление стилей в ландшафтной архитектуре в отрыве от общего развития культуры на «регулярные» и «нерегулярные», или «пейзажные», не выдерживает никакой критики. Упоминать о пейзажном или регулярном «стилях» еще допустимо в мнениях неспециалистов, а люди и издания, претендующие на профессиональный уровень, говоря о садовом искусстве, должны в основном различать те же стили, что и в общем развитии искусств, - стили, связанные с господствующими идеями и «господствующей семантикой» эпохи. Во всяком случае мы можем говорить о садах периода романского стиля, готического, о садах Ренессанса, Барокко, Романтизма, Рококо и французский Классицизм.

Новый стиль в садовом искусстве возникает не «рядом» со старым, как в большинстве искусств, а приходит на смену ему на том же участке земли. К старым же насаждениям во все века существовало бережное отношение: деревья ценились, особенно самые старые; сохранялась старая планировка садов, старые строения.

Итак, для каждого стиля в садах были характерны свои растения, свои способы их посадки, расположения, сочетаний. Свою особую семантику имели в каждом стиле фонтаны, каскады, ручейки, пруды, оранжереи, расположенные в садах лаборатории, вольеры, фермы, аптекарские огороды и лабиринты.

Есть еще одна особенность в развитии стилей садово-паркового искусства. Между стилями в садовом искусстве нет таких резких переходов, какие существуют в других искусствах: деревья растут медленно, их сажают «на вырост», с расчетом на будущее, иногда далекое, и площадь для садов и парков по большей части «традиционна»: она связана с уже существующими на ней зданиями и постройкам, а потому с трудом поддается переустройству.

На протяжении веков и до сегодня в компоновке пространства параллельно существуют два направления (приема) – регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они никогда не исключают полностью друг друга. Ведь даже самые жесткие геометрические планировочные композиции вписываются в живое природное окружение. И, напротив, ни один, даже самый живописный план не обходится без геометрически правильных элементов, хотя бы и не больших.

Так, что творите, создавайте ландшафтные объекты, соответствующие стилям архитектуры, с помощью пейзажных и регулярных приемов, вкладывая в каждый из них свой семантический образ: страноведческий, этнический, мифологический, ландшафтно-генетический (водный, горный и т. д. ), поэтический, урбанистический.


Использованная литература:
1. И. О. Боговая, Л. М. Фурсова. Ландшафтное искусство. - М. : ВО «Агропромиздат», 1988. - 222 с.
2. Е. Гнездилова. Регулярный сад. Истоки и особенности создания. // Ландшафт. Дизайн. Секреты, традиции, цена сада. – К. : ООО Издательский дом АСС-Медиа, №2,
2008. - С. 14-19.
3. Ландшафтный дизайн. Словарь терминов. Под ред. А. П. Вергунова. - М. : МАРХИ, 2001. - 116 с.
4. Д. С. Лихачев. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. – Л. : «Наука»,1982. -343 с.
5. С. С. Ожегов. История ландшафтной архитектуры. - М. : Стройиздат, 1993. - 235 с.
6. Сулейманова Т. С. Типология семантических образов, характерных для объектов ландшафтной архитектуры// Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия – Казахстан: Алмата, 2010. – 4 с.

Материал сайта Профессиональный ландшафтный дизайн
14:25 13.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Профессия - не приговор жизни

Профессия - не приговор жизни

К сожалению в настоящее время большинство молодых людей выбирают свою будущую профессию исходя из экономических соображений, а именно: престижность професии, ее востребованность на рынке труда и т.п. ...
Каргополь: через чащи, без подсказки... к сказке?

Каргополь: через чащи, без подсказки... к сказке?

Есть на юго-западе Архангельской области небольшой, но по-домашнему уютный и очень тёплый городок. Каргополь. Не просто… Ох, непросто добраться до него. Но — стоит оно того, чтобы пл...
Омез, инструкция по применению

Омез, инструкция по применению

Вот уже несколько лет пациентам, страдающим от язвы желудка или 12-перстной кишки, среди множества препаратов для лечения выписывают Омез. Сегодня читатели МирСоветов узнают о составе этого препарата,...
Стоит ли покупать и продавать онлайн?

Стоит ли покупать и продавать онлайн?

В настоящий момент различные виды Интернет- продаж, в том числе – сетевые «магазины», переживают в Восточной Европе период экстенсивного развития. По подсчетам консалтинговых агентств, в ближайшие 5 л...
Чарльз Орд Вингейт. Как создать армию государства?

Чарльз Орд Вингейт. Как создать армию государства?

В 1918 году закончилась Первая мировая война. Османская империя, воевавшая в этой войне на стороне Германии, распалась. Ее южные провинции разделили между собой страны-победительницы. Франции досталас...
Наше стремление сохранить исторический облик городов

Наше стремление сохранить исторический облик городов

Главная цель стремление сохранить исторический облик городов, архитектурное своеобразие центров: сеть улиц и кварталов, структура их застройки, пространственное решение каждого здания, элементов домов...
Познавательное

Голосуем за грязезащиту

Если на минутку представить, что за то чтобы завладеть современными грязезащитными покрытиями пришло...

Насколько важна грязезащита помещений?

Защита помещений от уличной грязи никогда не снималась с повестки дня. Подтверждением этих слов всег...

Как наши предки клады искали? Старинные поверья

Как известно, клад — это спрятанные сокровища. По старинным поверьям, их охраняют духи: Д...

Подвесной потолок

Подвесные потолки – это уникальная конструкция, способная быстро и эффективно решить проблему потолк...

Какова история георгин?

Георгин, он же георгина, он же далия, он же жоржина, на родине своей, в Мексике неког...

Без окон, без дверей полна горница людей? Пришел И

19 мая по народному календарю — Иов-огуречник. В этот день праведного Иова наши пред...

Недостатки - это хорошо?

Почему мы не любим свои недостатки? Мы не хотим знать о своих плохих качествах и не признаем этого в...

Вкусные рецепты: творожные кребели, Салат из сыра

творожные кребелиЯйца соъеденить с сахаром и солью,и слегка взбить.....добавить сметану,творог,всё в...

Что делать, когда на горизонте замаячил конфликт?

О, как часто нам приходится попадать в кризисные ситуации, в том числе в нашей профессиональной деят...

Нужно ли помещать в резюме фотографию?

Наличие или отсутствие фотографии — на первый взгляд, не самое главное в резюме. Однако п...



Новости развития информационнного портала:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный каталог информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать актуальную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.