
Если задаться поиском ответа на этот вопрос, то во многих источниках информации, включая Интернет, вы начнете находить в лучшем случае
регулярный (он же -
французский, он же –
формальный) и
пейзажный (он же –
английский, природный, свободный, натуральный). Но зачастую к названым «стилям» еще добавляются:
итальянский, японский, китайский, украинский, средиземноморский, русский, восточный, сельский и так далее. Давайте разберемся, сколько же их существует на самом деле, и являются ли они вообще стилями.
Для начала определим само понятие «стиль».
Стиль – это общекультурное понятие, которое основано на всей парадигме знаний эпохи, и определяет все, что было характерным для эпохи – чем люди жили, как они выглядели, как думали, каким воспринимали мир, что читали, какую слушали музыку, какие сочиняли стихи, что ели, какую одежду носили. И естественно, в какой среде обитали, как формировали мировоззрение, которое воплощали в пространстве, градостроительных решениях, зданиях, сооружениях, интерьерах и садах – преобразованной природной среде.
История ландшафтного искусства показывает, насколько тесно оно было тесно связано с другими искусствами - архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. В садово-парковом искусстве находили свое воплощение достижения растениеводства (декоративного садоводства, селекции, интродукции), архитектурного и инженерного мастерства (строительства, ирригации и др. ). Эти находки закреплялись в виде различных приемов, которые систематизировались, канонизировались, возводились в ранг эстетических и технологических принципов.
Еще одна особенность – сады и парки были также нераздельны не только с идеями и вкусами общества, но и с бытом их хозяев, с укладом жизни современников. Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, в Средние века – для молитв и благочестивых бесед, в Новое время – для приема гостей, их узкого круга или широкого, для празднеств, иногда для официальных приемов послов, иногда для любовных утех и интимных свиданий, в период Романтизма – для меланхолических прогулок и т. д. и т. п. : в каждую эпоху по-своему.
Узкоархитектурный подход специалистов по садам и паркам изгнал из них в значительной мере историю изменений эстетических представлений – историю стилей во всяком случае. Чисто формальное деление стилей в ландшафтной архитектуре в отрыве от общего развития культуры на «
регулярные» и «
нерегулярные», или «
пейзажные», не выдерживает никакой критики. Упоминать о
пейзажном или
регулярном «стилях» еще допустимо в мнениях неспециалистов, а люди и издания, претендующие на профессиональный уровень, говоря о садовом искусстве, должны в основном различать те же стили, что и в общем развитии искусств, - стили, связанные с господствующими идеями и «господствующей семантикой» эпохи. Во всяком случае мы можем говорить о садах периода
романского стиля,
готического, о садах
Ренессанса,
Барокко,
Романтизма,
Рококо и французский
Классицизм.
Новый стиль в садовом искусстве возникает не «рядом» со старым, как в большинстве искусств, а приходит на смену ему на том же участке земли. К старым же насаждениям во все века существовало бережное отношение: деревья ценились, особенно самые старые; сохранялась старая планировка садов, старые строения.
Итак, для каждого стиля в садах были характерны свои растения, свои способы их посадки, расположения, сочетаний. Свою особую семантику имели в каждом стиле фонтаны, каскады, ручейки, пруды, оранжереи, расположенные в садах лаборатории, вольеры, фермы, аптекарские огороды и лабиринты.
Есть еще одна особенность в развитии стилей садово-паркового искусства. Между стилями в садовом искусстве нет таких резких переходов, какие существуют в других искусствах: деревья растут медленно, их сажают «на вырост», с расчетом на будущее, иногда далекое, и площадь для садов и парков по большей части «традиционна»: она связана с уже существующими на ней зданиями и постройкам, а потому с трудом поддается переустройству.
На протяжении веков и до сегодня в компоновке пространства параллельно существуют два
направления (приема) –
регулярно-геометрическое и
живописно-пейзажное. Они никогда не исключают полностью друг друга. Ведь даже самые жесткие геометрические планировочные композиции вписываются в живое природное окружение. И, напротив, ни один, даже самый живописный план не обходится без геометрически правильных элементов, хотя бы и не больших.
Так, что творите, создавайте ландшафтные объекты, соответствующие стилям архитектуры, с помощью пейзажных и регулярных приемов, вкладывая в каждый из них свой семантический образ: страноведческий, этнический, мифологический, ландшафтно-генетический (водный, горный и т. д. ), поэтический, урбанистический. Использованная литература: 1. И. О. Боговая, Л. М. Фурсова. Ландшафтное искусство. - М. : ВО «Агропромиздат», 1988. - 222 с. 2. Е. Гнездилова. Регулярный сад. Истоки и особенности создания. // Ландшафт. Дизайн. Секреты, традиции, цена сада. – К. : ООО Издательский дом АСС-Медиа, №2, 2008. - С. 14-19. 3. Ландшафтный дизайн. Словарь терминов. Под ред. А. П. Вергунова. - М. : МАРХИ, 2001. - 116 с. 4. Д. С. Лихачев. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. – Л. : «Наука»,1982. -343 с. 5. С. С. Ожегов. История ландшафтной архитектуры. - М. : Стройиздат, 1993. - 235 с. 6. Сулейманова Т. С. Типология семантических образов, характерных для объектов ландшафтной архитектуры// Казахская Головная Архитектурно-Строительная Академия – Казахстан: Алмата, 2010. – 4 с. Материал сайта Профессиональный ландшафтный дизайн
14:25 13.12.2016
Вконтакте
Facebook
Мой мир
Google+
ОК
Отзывы и комментарии

Профессия - не приговор жизни
К сожалению в настоящее время большинство молодых людей выбирают свою будущую профессию исходя из экономических соображений, а именно: престижность професии, ее востребованность на рынке труда и т.п. ...

Каргополь: через чащи, без подсказки... к сказке?
Есть на юго-западе Архангельской области небольшой, но по-домашнему уютный и очень тёплый городок. Каргополь. Не просто… Ох, непросто добраться до него. Но — стоит оно того, чтобы пл...

Омез, инструкция по применению
Вот уже несколько лет пациентам, страдающим от язвы желудка или 12-перстной кишки, среди множества препаратов для лечения выписывают Омез. Сегодня читатели МирСоветов узнают о составе этого препарата,...

Стоит ли покупать и продавать онлайн?
В настоящий момент различные виды Интернет- продаж, в том числе – сетевые «магазины», переживают в Восточной Европе период экстенсивного развития. По подсчетам консалтинговых агентств, в ближайшие 5 л...

Чарльз Орд Вингейт. Как создать армию государства?
В 1918 году закончилась Первая мировая война. Османская империя, воевавшая в этой войне на стороне Германии, распалась. Ее южные провинции разделили между собой страны-победительницы. Франции досталас...

Наше стремление сохранить исторический облик городов
Главная цель стремление сохранить исторический облик городов, архитектурное своеобразие центров: сеть улиц и кварталов, структура их застройки, пространственное решение каждого здания, элементов домов...