Взгляд на проблему оценки качества образования

В 2005 году стартовал национальный проект «Образование», основной целью которого является повышение качества образования в Российской Федерации.

Каковы же реальные результаты этого проекта?

Повысился ли уровень образования выпускников средних школ?

Готовы ли нынешние выпускники к реальной жизни в обществе?

Оценку качества образования в настоящее время производят по результатам ЕГЭ, хотя сам факт внедрения этой формы аттестации выпускников средних школ всё ещё вызывает бурные дискуссии. На наш взгляд, глубочайшей ошибкой является оценка качества знаний, как таковых, а не умений безукоризненно действовать в новых нестандартных ситуациях, критично мыслить, что просто необходимо современному человеку информационного общества. Кроме того, по результатам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2006, в котором участвовало около 400 тыс. подростков из 57 стран, наша страна оказалась лишь в четвертом десятке. Так что, говорить о качественном образовании здесь не приходится.

В чём же заключается проблема? Попытаемся в данной статье выразить своё мнение.

Российская школа, всё ещё верная старым советским традициям, стремится наполнить головы своих учеников большим объёмом фактологической информации. Формированию же у школьников умения самостоятельно выявлять проблемы, анализировать их, находить оптимальные пути их решения, т.е. применять полученные теоретические знания на практике, российские преподаватели не уделяют должного внимания.

Несмотря на смену парадигмы развития общества и образования в России, учителя всё еще тратят драгоценное учебное время на то что бы научить учеников готовым рецептам решения давно решенных проблем.

Все понимают важность данной проблемы, но сменить ориентиры в своей деятельности, к сожалению не могут.

Любая деятельность, в том числе учебно-познавательная должна быть продуктивной.

Продуктивность - это не только один из параметров оценки качества образования в целом, но и один из ключевых принципов обучения в современной педагогике, на наш взгляд. Под продуктивностью учебно-познавательной деятельности мы понимаем не результат усвоения учеником набора фактов, теорий и правил, а умение и необходимость эти знания применять на практике в своей жизни. Знания же, в нашем понимании, являются не целью обучения, а его средством, т.е. инструментом с помощью которого можно достичь успехов в решении тех или иных лично значимых проблем. Знания - это компонент системы формирования умений и навыков.

Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт. Повар готовит вкусные блюда. Строитель воздвигает здания. Так же и результатом учебно-познавательной деятельности должен является своеобразный продукт, назовём его образовательным. И по качеству этого продукта уже можно судить о результатах деятельности учащегося. Телескоп-рефлектор, сделанный руками ученика - это продукт, красивое платье для выпускного бала - это тоже продукт и т.д. Но что бы эти продукты получить необходимы знания! Вот тут-то они и становятся средством достижения поставленной цели!

Усвоение знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе поиска этих знаний учеником, и их применения к решению поставленной проблемы. Отметим, что это не значит, что ученик приступает к какой-либо деятельности, не имея при этом "ни гроша в кармане". В любом случае к началу деятельности в рамках занятия или курса у ученика имеются ранее сформированные умения и полученные в ходе их приобретения знания. Просто этих знаний не хватает для решения новой проблемы, или же "старые" знания вступают в противоречие с новыми фактами. Так рождается проблема, которая изначально становится лично для ученика значимой, ибо она возникла в его уме.

Отметим так же, что всё сказанное не ново, и перекликается с мнением выдающихся учёных: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Здесь роль учителя уже не сводится к тому, что бы подсказать ученику готовые пути решения проблемы, учитель уже не является источником знаний и последней инстанцией. Учитель должен выполнять роль консультанта и наставника, помогать ученику двигаться в правильном направлении.

Вся сложность заключается в том, что преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями, активизировали свои умственные ресурсы на поиск путей их решения. Проблема должна при этом быть лично значимой для ученика, он не должен думать, что она была искусственно создана преподавателем.

Так учить сложно, подумают некоторые. Сложно, но зато, каким же продуктивным станет труд педагога. Насколько же он будет значимой личностью в глазах ученика!

Конечно, не все начинающие преподаватели смогут смириться с этим фактом, ведь в большинстве своём для них важнее показаться своим ученикам компетентными в своей области знаний, повысить этим свой уровень в глазах подопечных. Некоторые так же с первых уроков пытаются сделать учеников своими друзьями, показаться в глазах учеников добрыми и отзывчивыми. Безусловно, важно быть добрым и отзывчивым учителем, но это вторично. Отметим, что этот подход обречён на неудачу!

Подчеркнём, что мы не против национального проекта "Образование". Просто, что-то менять в устройстве общества нужно начинать не только "сверху", но и "снизу".


Автор - Кузьмин Владимир Александрович Источник - Дистанционный репетитор

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 01:53 15.12.2016 Reallyinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Очищение кожи лица. 4 лучшие альтернативы для пенящихся гелей

Очищение кожи лица. 4 лучшие альтернативы для пенящи...

Несмотря на то, что профилактический уход за кожей лица, в том числе и под влиянием корейских тенденций, в последнее время подвергается определенным модификациям, одно осталось неизменным: его основой...
Варочная панель ZK630 LX

Варочная панель ZK630 LX

Природные ресурсы планеты исчерпаемы и при неправильной добыче и варварском использовании скоро и вовсе все мы испытаем на себе острый дефицит газа, нефти, угля и других полезных ископаемых. Тем не ме...
Люстра своими руками, или Как обновить своё жилище?

Люстра своими руками, или Как обновить своё жилище?

Часто мы слышим: «Хочешь изменить свою жизнь — начни с квартиры»! Возможно, это так, но зачем доходить до крайностей, чтобы что-то изменить? Иногда просто хочется приложить к че...
Аня любит члены или оральное свидание. Часть 3

Аня любит члены или оральное свидание. Часть 3

Дима сидел в машине под домом своей девушки уже 40 минут. На звонки она не отвечала, и у него уже была мысль уехать, но не хотелось прощаться с планами на хороший секс сегодня вечером. Точнее, хороший...
Как выбрать дрожжи, или Какие грибы тесту не подходят?

Как выбрать дрожжи, или Какие грибы тесту не подходя...

«Растет, как на дрожжах», говорят о том, кто быстро набирает вес. Но правильней было бы сказать «как на грибах». Так как дрожжи — это и есть микроскопические г...
Сергей Бирюзов: как круглый сирота стал маршалом Советского Союза?

Сергей Бирюзов: как круглый сирота стал маршалом Сов...

19 октября 1964 года, 45 лет назад, над Москвой стоял густой туман. Рейс самолета, на котором члены правительственной делегации СССР должны были отправиться в Белград на празднование 20-летия осв...
Самое интересное

Завязывание отношений МЖ

На сегодняшний день существует множество самых разных сайтов знакомств. На них есть огромная аудитор...

Откуда дуют ветры? Часть 1. Ветры поближе

Читаем Пушкина: Ночной зефир Струит эфир. Шумит, Бежит Гвадалквивир. А что это все значит? Поминая ...

Фасоль по-бретонски. О каком блюде и слыхом не слы

Веслав Мысливский — единственный среди польских писателей дважды лауреат престижной нацио...

Links-wm.ru

После перехода по ссылке на Ваш баланс будет зачислено вознаграждение. new Счетчики показов рекламн...

Ламбрекен

Шторы неотделимы от интерьера комнаты, и порой, пытаясь как-то приукрасить её облик, мы покупаем што...

Вкусные рецепты: Варенье из кураги., Печенье припа

Варенье из кураги.Оригинал: 1.Курагу промыть, положить в кастрюлю.Добавить сахар и холодную воду.Пос...

Вкусные рецепты: Свекольник "Скоро лето"

Свекольник "Скоро лето"Молодую свеклу отделить от ботвы, очистить, натереть на средней терке. Отвари...

Mr. Freeman: кто он такой?

Последние полгода в Интернете идет бурное обсуждение некого Mr’a Freeman’a (в дословном ...

Дешевый хостинг сайтов со сторонним контролем каче

  Возможно ли, что дешевый хостинг сайтов может действительно иметь очень хорошие эксплуат...

Какое получить образование - высшее или среднее сп

У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Нужные работники&nbs...



О портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный каталог информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать актуальную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.