Взгляд на проблему оценки качества образования

В 2005 году стартовал национальный проект «Образование», основной целью которого является повышение качества образования в Российской Федерации.

Каковы же реальные результаты этого проекта?

Повысился ли уровень образования выпускников средних школ?

Готовы ли нынешние выпускники к реальной жизни в обществе?

Оценку качества образования в настоящее время производят по результатам ЕГЭ, хотя сам факт внедрения этой формы аттестации выпускников средних школ всё ещё вызывает бурные дискуссии. На наш взгляд, глубочайшей ошибкой является оценка качества знаний, как таковых, а не умений безукоризненно действовать в новых нестандартных ситуациях, критично мыслить, что просто необходимо современному человеку информационного общества. Кроме того, по результатам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2006, в котором участвовало около 400 тыс. подростков из 57 стран, наша страна оказалась лишь в четвертом десятке. Так что, говорить о качественном образовании здесь не приходится.

В чём же заключается проблема? Попытаемся в данной статье выразить своё мнение.

Российская школа, всё ещё верная старым советским традициям, стремится наполнить головы своих учеников большим объёмом фактологической информации. Формированию же у школьников умения самостоятельно выявлять проблемы, анализировать их, находить оптимальные пути их решения, т.е. применять полученные теоретические знания на практике, российские преподаватели не уделяют должного внимания.

Несмотря на смену парадигмы развития общества и образования в России, учителя всё еще тратят драгоценное учебное время на то что бы научить учеников готовым рецептам решения давно решенных проблем.

Все понимают важность данной проблемы, но сменить ориентиры в своей деятельности, к сожалению не могут.

Любая деятельность, в том числе учебно-познавательная должна быть продуктивной.

Продуктивность - это не только один из параметров оценки качества образования в целом, но и один из ключевых принципов обучения в современной педагогике, на наш взгляд. Под продуктивностью учебно-познавательной деятельности мы понимаем не результат усвоения учеником набора фактов, теорий и правил, а умение и необходимость эти знания применять на практике в своей жизни. Знания же, в нашем понимании, являются не целью обучения, а его средством, т.е. инструментом с помощью которого можно достичь успехов в решении тех или иных лично значимых проблем. Знания - это компонент системы формирования умений и навыков.

Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт. Повар готовит вкусные блюда. Строитель воздвигает здания. Так же и результатом учебно-познавательной деятельности должен является своеобразный продукт, назовём его образовательным. И по качеству этого продукта уже можно судить о результатах деятельности учащегося. Телескоп-рефлектор, сделанный руками ученика - это продукт, красивое платье для выпускного бала - это тоже продукт и т.д. Но что бы эти продукты получить необходимы знания! Вот тут-то они и становятся средством достижения поставленной цели!

Усвоение знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе поиска этих знаний учеником, и их применения к решению поставленной проблемы. Отметим, что это не значит, что ученик приступает к какой-либо деятельности, не имея при этом "ни гроша в кармане". В любом случае к началу деятельности в рамках занятия или курса у ученика имеются ранее сформированные умения и полученные в ходе их приобретения знания. Просто этих знаний не хватает для решения новой проблемы, или же "старые" знания вступают в противоречие с новыми фактами. Так рождается проблема, которая изначально становится лично для ученика значимой, ибо она возникла в его уме.

Отметим так же, что всё сказанное не ново, и перекликается с мнением выдающихся учёных: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Здесь роль учителя уже не сводится к тому, что бы подсказать ученику готовые пути решения проблемы, учитель уже не является источником знаний и последней инстанцией. Учитель должен выполнять роль консультанта и наставника, помогать ученику двигаться в правильном направлении.

Вся сложность заключается в том, что преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями, активизировали свои умственные ресурсы на поиск путей их решения. Проблема должна при этом быть лично значимой для ученика, он не должен думать, что она была искусственно создана преподавателем.

Так учить сложно, подумают некоторые. Сложно, но зато, каким же продуктивным станет труд педагога. Насколько же он будет значимой личностью в глазах ученика!

Конечно, не все начинающие преподаватели смогут смириться с этим фактом, ведь в большинстве своём для них важнее показаться своим ученикам компетентными в своей области знаний, повысить этим свой уровень в глазах подопечных. Некоторые так же с первых уроков пытаются сделать учеников своими друзьями, показаться в глазах учеников добрыми и отзывчивыми. Безусловно, важно быть добрым и отзывчивым учителем, но это вторично. Отметим, что этот подход обречён на неудачу!

Подчеркнём, что мы не против национального проекта "Образование". Просто, что-то менять в устройстве общества нужно начинать не только "сверху", но и "снизу".


Автор - Кузьмин Владимир Александрович Источник - Дистанционный репетитор
01:53 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Как связаны пистолет «Кольт М 1911» и День святого Валентина? 100-летию легенды посвящается

Как связаны пистолет «Кольт М 1911» и День святого В...

«Кольт М1911» (автоматический пистолет фирмы Кольт образца 1911 г. модернизированный) не так известен, как револьвер полковника Кольта, который «уравнял всех людей в правах&raqu...
«Чёрный лебедь» живёт в каждом из нас?

«Чёрный лебедь» живёт в каждом из нас?

Чёрный лебедь — это психологический триллер режиссёра Даррена Аронофски (среди его постановок такие фильмы, как «Реквием по мечте», «Фонтан», «Рестлер»&n...
Как наши хобби влияют на характер?

Как наши хобби влияют на характер?

«Каждому человеку нужно какое-нибудь хобби…» — написал Фредерик Бегбедер в романе «99 франков». И в последнее время можно заметить интересный факт, что все бо...
Дверь - главная деталь интерьера

Дверь - главная деталь интерьера

   Михаил Верикин    На первый взгляд, это утверждение отдает излишним максимализмом и кажется весьма спорным. В самом деле, - а мебель, а паркет, а плитка в санузл...
Аня любит члены или оральное свидание. Часть 3

Аня любит члены или оральное свидание. Часть 3

Дима сидел в машине под домом своей девушки уже 40 минут. На звонки она не отвечала, и у него уже была мысль уехать, но не хотелось прощаться с планами на хороший секс сегодня вечером. Точнее, хороший...
Профессия - не приговор жизни

Профессия - не приговор жизни

К сожалению в настоящее время большинство молодых людей выбирают свою будущую профессию исходя из экономических соображений, а именно: престижность професии, ее востребованность на рынке труда и т.п. ...
Может заинтересовать

Как подготовиться к… землетрясению?

Землетрясения — это мощные проявления внутренних сил Земли, вызывающие подземные удары и ...

Вкусные рецепты: Просто вкусный десерт, Салат из м

Просто вкусный десертОтделить белки от желтков. Смешать муку, крахмал и дрожжи. Смешать с желтками. ...

Удобная обувь на каблуках. Как сделать правильный

Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабее так и падаю...

Недостатки - это хорошо?

Почему мы не любим свои недостатки? Мы не хотим знать о своих плохих качествах и не признаем этого в...

Как подобрать хороший пеленальный комод: подсказки

Весьма важным предметом мебели для недавно рожденного малыша считается пеленальный комод. Зачем он н...

Как преодолеть кризис в семейных отношениях

Если вы уже несколько лет живете с одним и тем же партнером, вам будет полезно знать, что не только ...

Профессиональное восстановление бухучета

Откровенно говоря, о том, что финансы обожают счет скажет вам однозначно любой хозяин собственного б...

Вкусные рецепты: Форель под маслиново-базиликовой

Форель под маслиново-базиликовой шубкой.Рыбку очистить от косточек, посолить, поперчить, сбрызнуть с...

Фотосинтез и хемосинтез - в чем различие?

Кто из нас не помнит определение «фотосинтез» из уроков ботаники в школе? «Процесс...

Наливные полы. Что это?

Наливные полы в настоящее время только начинают получать известность, поэтому многие могут не знать ...



О портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный каталог информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать актуальную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.