Взгляд на проблему оценки качества образования

В 2005 году стартовал национальный проект «Образование», основной целью которого является повышение качества образования в Российской Федерации.

Каковы же реальные результаты этого проекта?

Повысился ли уровень образования выпускников средних школ?

Готовы ли нынешние выпускники к реальной жизни в обществе?

Оценку качества образования в настоящее время производят по результатам ЕГЭ, хотя сам факт внедрения этой формы аттестации выпускников средних школ всё ещё вызывает бурные дискуссии. На наш взгляд, глубочайшей ошибкой является оценка качества знаний, как таковых, а не умений безукоризненно действовать в новых нестандартных ситуациях, критично мыслить, что просто необходимо современному человеку информационного общества. Кроме того, по результатам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2006, в котором участвовало около 400 тыс. подростков из 57 стран, наша страна оказалась лишь в четвертом десятке. Так что, говорить о качественном образовании здесь не приходится.

В чём же заключается проблема? Попытаемся в данной статье выразить своё мнение.

Российская школа, всё ещё верная старым советским традициям, стремится наполнить головы своих учеников большим объёмом фактологической информации. Формированию же у школьников умения самостоятельно выявлять проблемы, анализировать их, находить оптимальные пути их решения, т.е. применять полученные теоретические знания на практике, российские преподаватели не уделяют должного внимания.

Несмотря на смену парадигмы развития общества и образования в России, учителя всё еще тратят драгоценное учебное время на то что бы научить учеников готовым рецептам решения давно решенных проблем.

Все понимают важность данной проблемы, но сменить ориентиры в своей деятельности, к сожалению не могут.

Любая деятельность, в том числе учебно-познавательная должна быть продуктивной.

Продуктивность - это не только один из параметров оценки качества образования в целом, но и один из ключевых принципов обучения в современной педагогике, на наш взгляд. Под продуктивностью учебно-познавательной деятельности мы понимаем не результат усвоения учеником набора фактов, теорий и правил, а умение и необходимость эти знания применять на практике в своей жизни. Знания же, в нашем понимании, являются не целью обучения, а его средством, т.е. инструментом с помощью которого можно достичь успехов в решении тех или иных лично значимых проблем. Знания - это компонент системы формирования умений и навыков.

Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт. Повар готовит вкусные блюда. Строитель воздвигает здания. Так же и результатом учебно-познавательной деятельности должен является своеобразный продукт, назовём его образовательным. И по качеству этого продукта уже можно судить о результатах деятельности учащегося. Телескоп-рефлектор, сделанный руками ученика - это продукт, красивое платье для выпускного бала - это тоже продукт и т.д. Но что бы эти продукты получить необходимы знания! Вот тут-то они и становятся средством достижения поставленной цели!

Усвоение знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе поиска этих знаний учеником, и их применения к решению поставленной проблемы. Отметим, что это не значит, что ученик приступает к какой-либо деятельности, не имея при этом "ни гроша в кармане". В любом случае к началу деятельности в рамках занятия или курса у ученика имеются ранее сформированные умения и полученные в ходе их приобретения знания. Просто этих знаний не хватает для решения новой проблемы, или же "старые" знания вступают в противоречие с новыми фактами. Так рождается проблема, которая изначально становится лично для ученика значимой, ибо она возникла в его уме.

Отметим так же, что всё сказанное не ново, и перекликается с мнением выдающихся учёных: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Здесь роль учителя уже не сводится к тому, что бы подсказать ученику готовые пути решения проблемы, учитель уже не является источником знаний и последней инстанцией. Учитель должен выполнять роль консультанта и наставника, помогать ученику двигаться в правильном направлении.

Вся сложность заключается в том, что преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями, активизировали свои умственные ресурсы на поиск путей их решения. Проблема должна при этом быть лично значимой для ученика, он не должен думать, что она была искусственно создана преподавателем.

Так учить сложно, подумают некоторые. Сложно, но зато, каким же продуктивным станет труд педагога. Насколько же он будет значимой личностью в глазах ученика!

Конечно, не все начинающие преподаватели смогут смириться с этим фактом, ведь в большинстве своём для них важнее показаться своим ученикам компетентными в своей области знаний, повысить этим свой уровень в глазах подопечных. Некоторые так же с первых уроков пытаются сделать учеников своими друзьями, показаться в глазах учеников добрыми и отзывчивыми. Безусловно, важно быть добрым и отзывчивым учителем, но это вторично. Отметим, что этот подход обречён на неудачу!

Подчеркнём, что мы не против национального проекта "Образование". Просто, что-то менять в устройстве общества нужно начинать не только "сверху", но и "снизу".


Автор - Кузьмин Владимир Александрович Источник - Дистанционный репетитор
01:53 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Недвижимость в Ростове-на-Дону — стоит ли покупать сейчас?

Недвижимость в Ростове-на-Дону — стоит ли покупать с...

Недвижимость в Ростове-на-Дону — стоит ли покупать сейчас?   Недвижимость всегда по праву считалась одной из наиболее выгодных форм вложения средств. В зависимости от объективных причин спрос на ...
Роль светодизайна в итальянском интерьере

Роль светодизайна в итальянском интерьере

Что мы знаем об итальянском интерьере и как преобразить с его помощью дом? Итальянский интерьер, будь то ультрасовременный, авангардистский, традиционный - поясняет преданность жителей Италии к качест...
Телекоммуникационная революция уже сегодня!

Телекоммуникационная революция уже сегодня!

Наш 21 век можно назвать веком телекоммуникаций, веком связи. Это время глобализации, век объединения культур и экономик. Никогда в истории человечества не было такого времени. Все попытки отгородитьс...
Ведение бухгалтерии для ИП

Ведение бухгалтерии для ИП

После прохождения официальной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, перед настоящим бизнесменом стоит вопрос: что же делать дальше. Разумеется, ответ на данный вопрос прост - занимат...
Откуда дуют ветры? Часть 1. Ветры поближе

Откуда дуют ветры? Часть 1. Ветры поближе

Читаем Пушкина: Ночной зефир Струит эфир. Шумит, Бежит Гвадалквивир. А что это все значит? Поминая известный пересказ «Летит кибитка удалая», где дети решили, что бразды пушистые &md...
Установка пластиковых окон.

Установка пластиковых окон.

Установка пластиковых окон. Монтаж пластиковых окон.Сколько можно прятать Ваши старые с облупившейся краской окна за шторами? Нужно испытать на себе, насколько приятно и комфортно жить с новыми пласти...
Читаемые

Какой миф о москвичах самый «мифический»?

К нам приехал, к нам приехал (ИванИваныч) дорогой! (цыганская приветственная песня) Читает Дмитрий К...

Вкусные рецепты: пирожное "КАРТОШКА" нас

пирожное "КАРТОШКА" настоящаяБисквит: Яйца взбить с сахаром в миксере до образования пышной массы, о...

Удобная обувь на каблуках. Как сделать правильный

Вот иду я красивая по улице, а все встречные ребята так и столбенеют, а которые послабее так и падаю...

Профессионализм в действии

В наше время профессиональный подход важен во всех областях, в том числе и в очистке обуви посетител...

Фильм «Скайлайн». Как кирпичом защитить беременную

Когда ваша девушка объявляет вам, что у нее «задержка», — вы задерживаетесь с...

Элитные светильники

Человеку просто необходим свет. Днем нам дает его солнце, а в сумерки и ночью - искусственное освеще...

Мазыки – хранители древней традиции

Мазыки - слово созвучное музыке. Слово, способное распахнуть целый мир, мир древней Руси. Той, от ко...

Что подарить на свадьбу?

Вот и наступила пора любви и свадебного бума:) Конец лета и начало осени — самые благопри...

Здоровый образ жизни - это просто!

В современной медицине существует вполне обоснованное мнение, что любое хроническое заболевание или ...

Вкусные рецепты: напиток дачный, Пряный гибной жул

напиток дачный1. 1,5 литра воды довести до кипения,заложить промытые листья,всыпать сахар по вкусу. ...



О портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный каталог информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать актуальную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.