Взгляд на проблему оценки качества образования

В 2005 году стартовал национальный проект «Образование», основной целью которого является повышение качества образования в Российской Федерации.

Каковы же реальные результаты этого проекта?

Повысился ли уровень образования выпускников средних школ?

Готовы ли нынешние выпускники к реальной жизни в обществе?

Оценку качества образования в настоящее время производят по результатам ЕГЭ, хотя сам факт внедрения этой формы аттестации выпускников средних школ всё ещё вызывает бурные дискуссии. На наш взгляд, глубочайшей ошибкой является оценка качества знаний, как таковых, а не умений безукоризненно действовать в новых нестандартных ситуациях, критично мыслить, что просто необходимо современному человеку информационного общества. Кроме того, по результатам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2006, в котором участвовало около 400 тыс. подростков из 57 стран, наша страна оказалась лишь в четвертом десятке. Так что, говорить о качественном образовании здесь не приходится.

В чём же заключается проблема? Попытаемся в данной статье выразить своё мнение.

Российская школа, всё ещё верная старым советским традициям, стремится наполнить головы своих учеников большим объёмом фактологической информации. Формированию же у школьников умения самостоятельно выявлять проблемы, анализировать их, находить оптимальные пути их решения, т.е. применять полученные теоретические знания на практике, российские преподаватели не уделяют должного внимания.

Несмотря на смену парадигмы развития общества и образования в России, учителя всё еще тратят драгоценное учебное время на то что бы научить учеников готовым рецептам решения давно решенных проблем.

Все понимают важность данной проблемы, но сменить ориентиры в своей деятельности, к сожалению не могут.

Любая деятельность, в том числе учебно-познавательная должна быть продуктивной.

Продуктивность - это не только один из параметров оценки качества образования в целом, но и один из ключевых принципов обучения в современной педагогике, на наш взгляд. Под продуктивностью учебно-познавательной деятельности мы понимаем не результат усвоения учеником набора фактов, теорий и правил, а умение и необходимость эти знания применять на практике в своей жизни. Знания же, в нашем понимании, являются не целью обучения, а его средством, т.е. инструментом с помощью которого можно достичь успехов в решении тех или иных лично значимых проблем. Знания - это компонент системы формирования умений и навыков.

Результатом деятельности человека любой профессии является тот или иной продукт. Повар готовит вкусные блюда. Строитель воздвигает здания. Так же и результатом учебно-познавательной деятельности должен является своеобразный продукт, назовём его образовательным. И по качеству этого продукта уже можно судить о результатах деятельности учащегося. Телескоп-рефлектор, сделанный руками ученика - это продукт, красивое платье для выпускного бала - это тоже продукт и т.д. Но что бы эти продукты получить необходимы знания! Вот тут-то они и становятся средством достижения поставленной цели!

Усвоение знаний должно происходить не до начала практической деятельности, а непосредственно в её процессе, в ходе поиска этих знаний учеником, и их применения к решению поставленной проблемы. Отметим, что это не значит, что ученик приступает к какой-либо деятельности, не имея при этом "ни гроша в кармане". В любом случае к началу деятельности в рамках занятия или курса у ученика имеются ранее сформированные умения и полученные в ходе их приобретения знания. Просто этих знаний не хватает для решения новой проблемы, или же "старые" знания вступают в противоречие с новыми фактами. Так рождается проблема, которая изначально становится лично для ученика значимой, ибо она возникла в его уме.

Отметим так же, что всё сказанное не ново, и перекликается с мнением выдающихся учёных: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Здесь роль учителя уже не сводится к тому, что бы подсказать ученику готовые пути решения проблемы, учитель уже не является источником знаний и последней инстанцией. Учитель должен выполнять роль консультанта и наставника, помогать ученику двигаться в правильном направлении.

Вся сложность заключается в том, что преподаватель должен уметь организовать учебно-познавательную деятельность таким образом, чтобы ученики на каждом этапе обучения сталкивались с новыми проблемными ситуациями, активизировали свои умственные ресурсы на поиск путей их решения. Проблема должна при этом быть лично значимой для ученика, он не должен думать, что она была искусственно создана преподавателем.

Так учить сложно, подумают некоторые. Сложно, но зато, каким же продуктивным станет труд педагога. Насколько же он будет значимой личностью в глазах ученика!

Конечно, не все начинающие преподаватели смогут смириться с этим фактом, ведь в большинстве своём для них важнее показаться своим ученикам компетентными в своей области знаний, повысить этим свой уровень в глазах подопечных. Некоторые так же с первых уроков пытаются сделать учеников своими друзьями, показаться в глазах учеников добрыми и отзывчивыми. Безусловно, важно быть добрым и отзывчивым учителем, но это вторично. Отметим, что этот подход обречён на неудачу!

Подчеркнём, что мы не против национального проекта "Образование". Просто, что-то менять в устройстве общества нужно начинать не только "сверху", но и "снизу".


Автор - Кузьмин Владимир Александрович Источник - Дистанционный репетитор
01:53 15.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Рулонные шторы

Рулонные шторы

На сегодняшний день очень часто проблема с оформлением окон стала решатся использованием рулонных штор. Это прямоугольные шторы, которые оборудованы цепочным или пружинным механизмом, который поднима...
Классика – интерьер в духе вечных ценностей

Классика – интерьер в духе вечных ценностей

Каждый из нас инстинктивно понимает, что такое классический интерьер. А вот назвать его характерные черты могут далеко не все. Попробуем восполнить этот пробел!Взгляните на изображения, которые выдают...
Вкусные рецепты: Свекольник "Скоро лето", "Пряничная горка" на скорую руку, Сырные капкейки

Вкусные рецепты: Свекольник "Скоро лето", ...

Свекольник "Скоро лето"Молодую свеклу отделить от ботвы, очистить, натереть на средней терке. Отварить натертую свеклу в воде с добавлением уксуса и соли. Я варила где-то минут 10. Отвар остудить. При...
Вкусные рецепты: ролл "Банзай", Хлеб медовый с изюмом, орехами и семечками. Рецепт для хлебопечки., Желе-мусс из черной смородины (проще некуда, варить не надо)

Вкусные рецепты: ролл "Банзай", Хлеб медов...

ролл "Банзай"Берётся 140г риса и на 2/3 раскладывается на целый лист нори. Затем равномерным слоем ложится одна чайная ложка тобики и сверху полоска сыра. Сверху ложим огурец, копчёный лосось и угорь....
Мазыки – хранители древней традиции

Мазыки – хранители древней традиции

Мазыки - слово созвучное музыке. Слово, способное распахнуть целый мир, мир древней Руси. Той, от которой остались сказки и былины. «Там лес и дол видений полны…». Там колдуны и чары и простая мудрост...
Как заработать в Интернете на своем сайте. Обзор методик.

Как заработать в Интернете на своем сайте. Обзор мет...

Заработать в Интернете на своем сайте не так просто, как кажется. Итак давайте сначала разберемся как можно вообще заработать на своем сайте. Как ни страннно способов для этого превеликое множество. П...
Познавательное

Развивающая игрушка - подарок для ребёнка

Для ребёнка, наступление какого-нибудь праздника, Нового Года, дня рождения или другого торжества, -...

Каковы были личные качества царя Алексея Михайлови

16-летний Алексей Михайлович, как единственный наследник, был возведен на престол летом 1645 года, п...

Вкусные рецепты: Груши, запеченные с сыром Горгонз

Груши, запеченные с сыром Горгонзола, кедровыми орехами и вяленой клюквойСмешать нарезанный голубой ...

Монтаж и установка отопления

Как хочется, придя домой, ощутить его уют и тепло. Особенно когда на улице с каждым днем все холодне...

Бизнес по закачке мобильного контента

Бизнес по записи мобильного контента Сотовая связь в настоящее время достаточно распространена. Рын...

Как выглядел латник?

Рыцарь в сияющих доспехах — вот тот образ, который возникает перед глазами чаще всего. &l...

Стоит ли инвестировать деньги в антиквариат?

Антикварное издание было и остается объективно надежным вложения средств. Несмотря на то, что бук...

Танцуют ли греки «Сиртаки» и что такое «Зейбекико»

Сиртаки — греческий групповой танец, основанный на элементах греческих народных танцев. П...

Секционные ворота

Секционные — это хорошая альтернатива распашным воротам. За сравнительно небольшой срок — около 10 л...

Том Хэнкс в картине «Изгой», или Как похудеть в тр

Любой житель мегаполиса знает — одиночество стоит больших денег. Сознайтесь, вам, семейн...



О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный каталог информативных и занимательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать актуальную информацию стало совершенно просто.

Мы собрали для вас информативные и отличные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Теперь, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.